сибирские хаски Кайя и Чарли
В настоящее время на кинологическом рынке представлено огромное количество организаций и частных лиц, предлагающих услуги по дрессировке собак. Иногда бывает трудно сориентироваться в таком потоке информации и выбрать для себя наиболее подходящий вариант соотношения цены услуг и их качества. В данной статье я дам некоторые разъяснения, касающиеся методикам работы, используемым мною в работе с собаками и их хозяевами.
1) Почему именно индивидуальная работа?
Я не отрицаю групповые занятия как таковые. При определенных обстоятельствах и грамотной организации они могут быть весьма полезны, главным образом в процессе социализации щенка. Но все же я отдаю предпочтение индивидуальной работе. Почему? В первую очередь, хочется отметить такой факт: только 20-30% работы направлены на то, чтобы обучить определенным навыкам собаку. Все остальное время посвящено тому, чтобы научить хозяина грамотно управлять своим питомцем. Как этот процесс проходит на площадке? Никто и никогда не станет формировать группу с учетом индивидуальных особенностей психики каждой отдельной особи. Здесь, как правило, идет полное смешение и пород, и возраста, и темпераментов, и проблем, уже приобретенных некоторыми собаками, и многого другого. Инструктор объясняет только чисто технические стороны процесса обучения собаки тем или иным командам (как подавать звуковую команду, как использовать жесты, куда надавить, чтобы собака села, куда провести руку с лакомством, чтобы она встала и т.д.). Дальше следуют исключительно указания: усадите собаку, поднимите собаку, подзовите собаку, поощрите собаку и прочее. При этом даже ответственный и опытный инструктор не в состоянии отследить насколько правильно соблюдаются его разъяснения всеми членами группы. Кто-то что-то не услышал, что-то недопонял, а в результате допущенные в работе обоюдные ошибки собаки и человека закрепляются. И в итоге можно получить результат весьма далекий от желаемого. Причем в основной своей массе ошибочные действия совершаются именно людьми, а животные просто пользуются полученными свободами.
Индивидуальная работа направлена в первую на то, чтобы научить не только собаку технически правильно исполнять нужные команды, но и дать владельцу навыки грамотного управления животным. Часто приходится сталкиваться с тем, что питомец слушается только тех членов семьи, которые в той или иной степени посещали занятия с инструктором, и абсолютно игнорирует тех, кто ни разу не принимал участия в процессе обучения. При этом собака прекрасно знает и выполняет все необходимые команды. В чем причина непослушания? По аналогии можно привести такой пример. Вы нанимаете на работу прекрасного обученного, высококвалифицированного специалиста, говорящего, к примеру, исключительно на японском языке и ничего не понимающего по-русски. А Вы, соответственно, имеете весьма расплывчатое представление о японском. Вряд ли такое сотрудничество станет плодотворным без участия в нем третьего лица – переводчика. Примерно такую же функцию выполняет кинолог. Он просто учит вас общаться на доступном обеим сторонам языке. И чем более глубоко проходит процесс взаимного обучения, с учетом всех индивидуальных особенностей и Вас, как владельца собаки, и Вашего питомца, тем комфортнее становится общение. Безусловно, наиболее продуктивно этот процесс проходит во время персональных занятий.
2) возрастные критерии дрессировки.
Я категорически настаиваю на том, что занятия необходимо начинать чем раньше, тем лучше. А точнее уже с 45 суток. Чему можно научить щенка в таком возрасте? Абсолютно всему! Конечно, занятия с малышом не такие длительные по времени (как правило, после 40-45 минут проявляются признаки усталости) и не такие насыщенные в плане физических нагрузок. Но это самый благодатный период для того, чтобы зародить навыки рационального поведения собаки. Щенок гораздо отзывчивее выполняет команды кинолога за маленький кусочек лакомства или любимую игрушку, потому что воспринимает весь процесс как игру, приятное времяпрепровождение. Ему не приходится переламывать в себе какие-то сложившиеся привычки, потому что их почти еще нет. Малыш приобретает нужные навыки легко и непринужденно. В дальнейшем Вам нужно будет только отслеживать процесс взросления.
Конечно, дрессировку собаки можно с успехом проводить и в более старшем возрасте. Но здесь возрастает вероятность того, что инструктору придется уже не просто обучать чему-либо Вашего любимца, а исправлять некоторые проблемы поведения, которые, так или иначе, формируются у более взрослых особей. Причем, чем старше становится собака, тем более закоренелыми будут негативные элементы поведения, и тем сложнее будет их скорректировать.
В любом случае многое зависит от квалификации кинолога. Методы зоопсихологии, используемые мною, позволяют мягко и безболезненно добиваться положительных результатов практически в любых, в том числе и весьма запущенных случаях. Я не сторонник применения физического воздействия на собаку. Никаких строгих ошейников, рывковых цепей и, тем более, электрошоков!!! Зная поведенческие особенности собаки как стайного животного и умение ими управлять, дают колоссальные возможности в формировании стереотипов поведения животного. Для стороннего человека бывает крайне затруднительно уловить действия инструктора. Он видит только результат – изменение поведения собаки, но не понимает, как и почему это происходит. Поэтому я даю подробные разъяснения своим действиям, чтобы Вы как владелец могли пользоваться этими методами в дальнейшем.
3) для чего проводится тестирование?
Обязательным элементом начала дрессировки собаки в любом возрасте является тестирование. Предварительное тестирование лучше проводить, когда щенки находятся у заводчика вместе со своими братьями и сестрами, чтобы выявить индивидуальные особенности каждого из них. Но, к сожалению, это не всегда возможно, т.к. в нашей стране до сих пор не принято проводить подобные предварительные консультации. Проведение комплексного тестирования перед началом процесса дрессировки направлено на анализ личностных характеристик, как животного, так и всех членов семьи, в которой будет жить щенок, сопоставление всех выявленных тенденций поведения, как положительных, так и отрицательных и выстраивание грамотной программы воспитания щенка и его физического развития согласно существующим условиям и пожеланиям владельца.
4) что такое адаптация к жизненному пространству и зачем это нужно?
Почему важно, чтобы занятия проводились в том месте, где собака проживает постоянно. Ответ очевиден. Занятия, постоянно проводимые в определенном ограниченном пространстве (дрессировочная площадка, квартира, дрессировочный центр и т.д.), особенно если они проходят по принципу механического заучивания ряда действий, приводят к тому, что собака привыкает выполнять эти действия (команды) только в определенных условиях. Оказываясь за привычными рамками, при наличии различных раздражителей собака перестает подчиняться и осваивает новые пространства по своему усмотрению. Для предотвращения подобных моментов поведения лучше всего проводить обучение в привычных для животного условиях. Причем делать это нужно не по знакомой большинству схеме, когда в течение некоторого времени собаку принуждают механически повторять определенные движения с незначительными перемещениями в пространстве, а в процессе полноценной прогулки. Такого рода занятия гораздо более плодотворны и полезны.
Во-первых, животное сразу приучается адекватно вести себя в социуме – в лифте, на городских улицах, в парке, в лесу и т.д, во-вторых, команды применяются постоянно в течение всей прогулки, в различных ситуациях и при постоянном присутствии раздражителей, в-третьих, такая схема занятий позволяет постепенно повышать нагрузки и усложнять поставленные задачи с минимальным психологическим давлением на собаку. В результате Вы получаете полностью управляемого, послушного питомца, который спокойно будет идти рядом, в том числе и без поводка, садиться рядом, если Вы остановитесь, чтобы достать мобильный телефон или прикурить сигарету, с радостью подходить по команде «ко мне», не ассоциируя ее с окончанием прогулки и многое-многое другое.


Таким образом, я предлагаю Вам уникальную универсальную методику воспитания собаки, в основе которой лежат глубокие теоретические познания и огромный опыт практической деятельности в сфере кинологии вообще и в психологии отношений собаки и человека в частности.

Еще больше интересного здесь.
Made on
Tilda